Встретил на Кижах Андрея Грязнова - фотографа из кижской бригады (1984-91 гг.) легендарного Валтера Паркинена.
В восьмидесятых фотографы-выездники объединения "Карелфото" помимо "бытовки" в школах и садиках окучивали турпоток на Кижах и Валааме.
Работа в ЗАГС-е и распечатка членов Политбюро - особая статья, то клепали фотографы недостижимого шестого и небывалого седьмого разрядов, а в "бытовухе" особого творчества от мастеров не требовалось, они в попытках стандартизировать процесс всё больше с некондиционными материалами боролись.
Коммуникабельность - тогда ещё не термин, "договороспособность" - делалась, не выговаривалась, а в цене у начальства был только ежемесячный трезвый план по валу в рублях.
Но лихо дело молодое, и в бытовой текучке легальная зарплата набиралась знатной.
Совокупный цех фотографов был многолюдным, я знаком со снимающими, лаборантов и управленцев мало помню.
На заводах (много их было!) и предприятиях (да!) фотомастера трудились не покладая, рядом каста фотожурналистов - всего в Республике Карелия по городам около сотни фото-профи насчитать можно было.
Многие знакомы и дружили, и хотя поглядывали в корзину друг у друга - там не сходились интересы, но фотография держала поле.
А вот фотографы-художники - классические фотолюбители - лишь в кружках Домов пионеров и Народных фотостудиях по вторникам встречались, чаще не получалось, работать надо было...
Так было спокойно до развала страны зрелым Горбачёвым сотоварищи, а как голод накрыл Карелию в девяностые - не до внутреннего туризма стало, во внутреннюю монголию народ потянулся, с рояля под киришскую красноголовку...
Да, сказочников и классиков марксизма надо было не только читать, но и на себя сюжеты мереть: всё же внятно расписано - и про дудочку и капитал. Зато кто протрезвел после Перестройки, уяснил - тропу до скорой могилы всяк сам в рост торит.
Для фотографов рост личной личности бывших строителей коммунизма стал неожиданной каверзой - закончилось массовое "коллективное фото" и доходы упали. Прекратил советский народ к светлому будущему строем стремиться - съёмщики переключились на семейное "фото-почтой" - не пошло.
Вскоре и заводы кончились и простые кошельки иссохли, но базовый смысл фотографии - фиксация изменений статуса человека, семьи: рождение, служба, свадьба, смерь, - не позволил исчезнуть профессии фотографа, подешевело только всё....
Время минилабов-кодаков породило огромную волну новых фотобратьев - полуфабрикатное обслуживание не требовало знаний, брак от неумелости списывался на фотолабораторию. Светлое время червивой конкуренции, время без ОТК и налогов.
Затем компьютеров наука - и ещё пласт желающих от искусства (и где теперь те люди?), а после пятого года Сеть и доступные "зеркалки " породили сонм циничных свадебщиков, изящно гендерно прогнутых: женщины, женщины на фото, фото-женщины, фо... художницы же, иже. Фото - да, да, да... дамское дело.
Что до фотографов из восьмидесятых? - переучивание, вложения... Трепыхались, но лица в зеркалах и времена бескредитные, да привычки старые, и к десятому году фото-профи сгинули буквально. Считал я былых знакомых, да перестал: за шестьдесят - тишина..."Скажи изюм" воспето и звучит, но жизнь фотографа-бытовика не складывается надолго, факт.
Не ожидал, но вот случилось увидеть Андрея рядом! - Случилось, и, должно быть, неслучайно на острове! Ровесники мы: я ныне по работе в музее, Андрей - туристом.
Тридцать лет тому я был лишь в гостях на Кижах, теперь - наоборот, но классно!
Классики). Кому сказать, поверят ли? - и мы сфотографировались на память у Дюгая.