В городе Чкаловске что ни дом - то сад, лишь район «завода» в многоэтажках, так и у тех жителей в коллективных садах участки. У нас от бабушки тоже такой участок остался – классические шесть соток.
…Конечно, тогда в 2009 меня шокировали эти четыре многометровых траншеи, заполненные овощами-фруктами.
- Как же так, - маму спросил, - ужели совсем некуда?!
- Как беда - год урожайный! Падалица совершенно не нужна, да и с ветки урожай без надобности. Будем выходить с территории садов, посмотрим, - там скупщики нет-нет бывают. Некоторые хозяева сами в Нижний на рынок возят, что-то продают, но это не бизнес, а просто образ жизни... На бензин вроде им хватает. В Чкаловске же пунктов сдачи совсем нет: сетевой торговле наш урожай не нужен. Им выгоднее большим оптом. Или – вреден? Сетевеки, они словно не из России: в Волгограде при них помидоры и арбузы расти перестали, у вас на севере - картошка. Из Финляндии в Карелию закупаете, так ведь? Не наша - точно.
Вышли мы из сада, у ворот как раз одиноко стоял жигулёнок перекупщика. Спросили предпринимателя про цены и ассортимент, он пояснил, что возьмёт только отборные яблоки по шесть рублей кило, пару ящиков, не более: «Яблоки с ветки, что бы черешок только что сломан был и выглядел не подвялившимся. А груши - о-хо-хо, груши... - куда их? Была б нужда! Ставьте на вино, да сами пейте!»
Нет, то нам совсем не надо… Мама поведала, что мои дядя-тётя - сестра её с мужем - последние годы перебралась из города «из Горького» в деревню и вообще только на ближайшие деревья смотрят, а вниз по склону к Волге в сад не спускаются, там плоды просто… «Земля дала, земля возьмёт. Ну, сливу да иргу ещё птички поклюют».
Интересно... Позвонил я тогда в Петрозаводск, спросил жену про цену на яблоки. Света сказала, что сейчас в августе «съедобные» начинаются от восьмидесяти рублей/кило, за шестьдесят есть «кормовые турецкие», но те жёсткие – только в компот…
Два последних года мама безуспешно пыталась продать свой сад. Объявила цену в пятьдесят тысяч рублей, но не торговалась, не с кем было – земля не под застройку, а на сад как сад желающих не было. В мае этого года наконец нашелся «дядечка», согласился купить за тридцать пять.
Три десятка кустов смородины, крыжовника, десяток плодоносящих деревьев, вишня, ирга, облепиха и новенький садовый домик в придачу и всё к сезону... ну, да Бог с ним, - хоть кому-то сгодилось.
Про «жалко-не-жалко» не спрашиваю, смеюсь бестактно, что это цена средненького объектива для моего фотоаппарата. Мама парирует, что мои объективы ухода особой заботы не требуют и каждое лето не производит тонну фруктов и овощей, которые ни съесть, ни продать.
Сейчас позвонил, де, - скажи как там у вас, мама?
«Снова урожай - ветви ломятся. Ну, только огурцов не очень... Остальное некуда девать. Люда, сестра твоя немного себе в Нижний увезла... Что, скупка? - Нет, пункты приёма в городе не появились. Винзавод местный на импортных соках и заквасках шампанское производит, а мы фрукты закапывать в землю будем. Я дочке твоей - Кирочке моей - ягод, яблок насушу и вышлю, вы-то до меня всё никак не доедете…»
У мамы ещё один садик остался, при доме.
09.2009, - 09.2014 г.