Звонок был и - спасибо водителю, слова не сказал, развернулся, - мы вернулись к Рускеальским водопадам.
Звонок, кстати, прозвучал на пределе сортавальской зоны - в Приладожье, на восток от госграницы, связь между пригорками весьма рваная.
Я зашел под тень торгового навеса и улыбнулся продавцу. Он встрепенулся:
- А-а... вернулись! Вы чай тут недавно пили... Я сразу понял, что бумажник на столе ваш остался, посетители подали. Кстати и визитка с телефоном вложена была, только сразу я позвонить не смог - клиенты у меня тут.
- Да, - расшаркиваюсь, - извините, раззява я. Вот, кстати, - не откажите в любезности... - Почему-то мне явно показалась, что продавец - не хозяин точки, нанятый работник, временный.
Парень улыбнулся, я сел в машину и помахал рукой в закрытое окно. Неловко получилось, час пропал из-за меня, да и водителю рулёжка... Домой только к ночи будем...
- Бывает, - протянула Фомина. - Хороший парень! У тебя в бумажнике и наличка и прочее?
- Да, - толстый он, и всё на месте. Чем ближе к границе, тем неожиданнее потери... или, точно! - находки. Пятак неразменный... сбывается многое, но и баланс соблюдается, есть он! Сегодня вот - по нулям, при своих, но случается и с разрывом по времени.
...Вот, - в детстве служил в этих краях, в Хухонмяках... Хухоемяках - Хуухканмяках, помнится... На полигон погнали, марш-бросок - это майор наш, Милаш, тревогу объявил во взводе за дерзость... За наглую просьбу о бане, ну, типа две недели не мылись и на тактику не пойдём... Так - бегом в полной выкладке, колонной до полигона. Майор со взводным на БТРе замыкают... подгоняют... И ведь именно я подскользнулся на полной чекушке!
Обтёр... она: ноль-двадцать пять - Малышка! Точно помню - посреди дороги, на ровном месте!
Добежали, развернулись - расползлись по опушке, зарываться начали, окопы полнопрофильные по приказу... ну, опорный пункт устраиваем лёжа под команду: "Внимание, огонь противника!"
Взводный, Марёха, из наших же, бывший староста, за спинами взрывпакеты в напалмовых шашках подрывает, для пущей видимости, гад. Середина мая, дубак, мы с апреля в летней форме, благо шинели нам оставили не по уставу, ими и укрывались - отмахивались от огненных сгустков. Напалм хоть и "учебный", а горит жарко... Лежим, окапываемся.
Заморозок ночью был. Малышку по глотку распустили, но точно - в радость!
Это в восемьдесят втором, а через десяток лет, в девяностых, когда грунтовка до Вяртсиля и настоящей таможни ещё не было, народ пешком в Финляндию ходил через таможню-будку... Так.
И мы с приятелем собрались на полдня в Тохмоярви - поздороваться с финнами, да в магазин зайти за кроссовками для наших детей... Перед кордоном выяснилось, на подарки финнам водки не пожалели - чересчур взяли, не пропустит таможня... не самим же меж границами её давить... неловко это.
Засунул я пузырь в сугроб у дороги, что на развилке к посёлку и границе. На родине, так сказать, зарыл частицу... тут теперь "Колмас" торгует.
Да, вечером вернулись мы в Страну, темно уже было, самое то бы и согреться - зима ведь, до Сортавала пилить ещё пару часов, а нет бутылки нашей на месте! И сугроба тоже нет - грейдер прошел...
- Баланс - основа такта! - Это я Фоминой.