Утром видел поле льда в южной части озера с промоинами у истока Невы и в предустьевых частях Волхова и Свири. Сделал несколько кадров веселых узоров, образуемых полыньями невдалеке от кромки берега, отороченного по суше линиями Ладожских каналов.
. После солнечной Карелии, при подлете к северо-восточным берегам Ладоги, оказались посредине бутерброда из двух слоев облаков. Занятно, но поверхность озера удалось увидеть только при подлете к Баённым( Баевым, Баевским) островам.
Лед на вид прочный - замерзли даже ежегодные "вечные" трещины у границ осеннего термобара, часто совпадающие с резким перепадом глубин и оторачивающие и Валаамские острова и глубоководную часть вдоль островов северной, шхерной части озера. Еще одна такая трещина (на фото) традиционно тянется от о. Мантинсаари вдоль Крестовых, Баенных островов и между о. Пальяк и Валаамом до Оборонных остовов и далее - к Миккирики...
Через пару минут, при подлете к центральной усадьбе монастыря, показалось солнце.
Это всегда выглядит волнующе – при приближении к Валааму пелена туманно-облачной хмари над озером разбивается овальным глазом глубокого чистого неба, расположенным строго над островом. Всё просто - это явление вертикальной температурной инверсии воздуха; даже детишки знают, что теплый, сухой воздух над нагретой сушей, устремляясь вверх, пробивает облачный покров. На Валааме из-за этого в совокупности почти на месяц больше солнечных дней, чем на побережье. Физика, метерология и все же – волшебно!
Летчики сделали традиционный полукруг над Спасо-Преображенским собором и посадили вертолет в полутора километрах от монастыря на Германово поле.
Звоню другу: - Валера, чай пить будем? Есть пара часов, пока туристы на экскурсии, да потом обедают у Мефодия. Расскажешь про рыбалку и прочие заботы….
Не получилось повидаться - друг мой накануне на монастырской «воздушной подушке» укатил (уплыл, улетел?) в Сортавала, зубы лечить. По льду на материк не попасть, шхеры конечно замерзли, но
Нас встречали Встречающие от монастыря, посадили в два микроавтобуса и повезли сначала на Воскресенский скит, затем обратно, на обед в трапезную монастыря. Экскурсия длилась полтора часа и состояла из духовной части, где своими словами скрупулезно пересказывалось Святое писание и нескольких фраз про историю и природу островов Валаамского архипелага. Говорилось не только про землю для садов, привезенную в котомках паломниками с материка и современные посадки арбузов и винограда, но и про обилие диких ягод – клюквы, морошки, брусники и ЕЖЕВИКИ. В лесах много всяких животных, особенно ОЛЕНЕЙ, отъевшихся на ИСЛАНДСКОМ мохе. Собственно природоведческая часть экскурсии на этом закончилась и экскурсовод в черном вновь переключилась на Библию.
Погода испортилась окончательно, летчики попросили побыстрее заканчивать с трапезой и вот мы вновь над Ладогой, движемся на запад, к острову Коневец.
До свидания Валаам!
При нашем продвижении к западному берегу сплошное ледяное поле все чаще пересекалось трещинами. В десятке километров до острова Коневец уже была видна только темная вода. Ледовые поля отогнало господствующими западными ветрами к центру Ладоги. Да еще и зимние круговые течения тихо гонят льдины.... Судя по характеру куцего берегового припая, «приличного» льда в эту зиму здесь и не было. Встал только пролив между Коневцом и берегом. Сделав круг над монастырем, уходим к побережью материка и далее до Питера летим над сушей Карельского перешейка.
Дочка вручила мне перед полетом этого оленёнка, из рода Полянкиных. Наказала ему, что бы смотрел на Землю сверху, берёг меня и на Валааме побывал, среди лосей…
26 февраля 2009